Дмитрий Матвеев: Потенциал роста себестоимости молочных продуктов не исчерпан

Президент ГК «Кабош» прокомментировал разницу между себестоимостью и отпускной ценой молочных продуктов, общий рост цен и современные потребительские тренды. Эксперт отметил, что в ситуации, сложившейся на внутреннем рынке, одним из драйверов роста для отрасли может стать экспорт молочной продукции, пишет The DairyNews.

Говоря о текущем состоянии молочной отрасли в РФ, необходимо отметить следующие тенденции:

  • отсутствие роста потребления молочной продукции по сравнению с предыдущим годом — плюс минус этот уровень стабилен с 2019 года. Среди основных причин очевидно можно выделить падение реальных доходов населения и перераспределение структуры расходов домохозяйств на продукты питания.
  • резкий рост себестоимости в производстве и переработке молока. Есть данные по рынку, есть наша внутренняя аналитика по ГК «Кабош». Мы оценили динамику себестоимости конечного продукта и цен на основные материалы в растениеводстве, молочном животноводстве и переработке молока за период 2019 – 2021 гг. Растут, увы, не только цены на белковые и кормовые добавки, о которых много говорят. В молочном животноводстве растут цены на корма и вет.препараты, семя для воспроизводства. В растениеводстве значимые статьи затрат – это семена, удобрения, СЗР, ГСМ – расходы по большинству этих статей удвоились или утроились, а где-то прирост составил 1750%! Если добавить сюда приобретение импортной техники с учетом изменившихся курсов, ситуация не может не вызывать тревогу как у нас, так и у большинства участников отрасли
  • как следствие разрыва между резко возросшей себестоимостью и существенно отстающим ростом отпускных цен, уже в середине этого года мы наблюдали падение производства молока в 5 регионах РФ. Молочные фермерские хозяйства и небольшие компании начали сокращать поголовье, на многих предприятиях были вынуждены обеднить рацион животных и, как следствие, упали надои.

Говоря о прогнозах, на мой взгляд потенциал роста себестоимости не исчерпан и нам необходимо в обязательном порядке решать вопрос с доходностью, чтобы не потерять достигнутые показатели по росту объемов производства и потребления молочных продуктов. Это не только вопрос развития отдельной отрасли, но и вопросы профилактики заболеваний, укрепления иммунитета и сохранения здоровья наших граждан.

Основные риски для отрасли в текущей ситуации, на мой взгляд, состоят в следующем:

  • Дальнейшая стагнация спроса на внутреннем рынке (прежде всего, в силу макроэкономических факторов).
  • Снижение доходности в сырьевом и перерабатывающем секторах (в случае отсутствия компенсирующих факторов и поддержки социально значимой отрасли со стороны государства, риск может иметь критические последствия).
  • Сокращение объемов и усиление конкуренции за государственную поддержку (которой как показала практика выделяется значительно меньше, чем необходимо рынку).
  • Усиление государственного регулирования (цены, экология, маркировка и др.) и создание дополнительного бремени расходов для производителя).
  • Вытеснение с рынка натуральных молочных продуктов заменителями ( продукты-заменители и их широкая пропаганда, лоббирование интересов крупными корпорациями).

Развитие экспорта молочной продукции и выход на новые рынки, на мой взгляд, может стать одним из ключевых драйверов роста для отечественных предприятий и отрасли в целом. Потенциал глобального рынка позволит выйти за ограниченные рамки, в которых как в тисках зажаты отечественные предприятия. ГК «Кабош» на текущий момент активно развивает это направление и мы уверены в перспективах развития экспортного бренда российских качественных твердых и полутвердых сыров.

Среди глобальных потребительских трендов на мировом рынке можно выделить следующие:

  • рост потребления продуктов-заменителей,
  • осознанное отношение потребителей к выбору и оценке качества потребляемых продуктов,
  • серьезное влияние госпрограмм и информационных компаний на структуру и объемы потребления молочной продукции,
  • стремление к потреблению натуральной продукции, акцент на экологичности продукта и производства,
  • глобализация вкусовых предпочтений и частичное стирание национальных особенностей при выборе продуктов питания в мире.